Общество ждет перемен

Общество ждет перемен Эксперты считают, что массовые акции, посвященные итогам думских выборов в России, продемонстрировали то, что общество готово к переменам и имеет желание на эти перемены влиять.

Однако у протестующих нет четко сформулированной цели, считают одни эксперты. Кроме того, они выступают «против» существующего политического курса, но не «за» что-то, пишет обозреватель РИА Новости Ольга Барыкова.

Другие же специалисты уверены, что акции протеста стали как раз следствием того, что в обществе сложился четкий политический запрос.

При этом, и те, и другие сходятся во мнении, что сильной политической силы, способной этот запрос воплотить, в России пока нет.

После массовых оппозиционных митингов, прошедших в понедельник и во вторник, социальные сети и блоги запестрели размышлениями о сути и последствиях происходящего.

«Есть ощущение, что часть народу в связи с событиями захлебнулась в эмоциях и уже не понимает, что делать, что говорить», – записал один из блогеров на своей страничке в Facebook.

«Те, кто собирается и приглашает всех на несанкционированный митинг сегодня – ребят, не обижайтесь, у вас классический пубертатный перевозбудон. Если идея заключается в требовании соблюдать закон, то это требование должно быть обоюдным, и только тогда оно будет соблюдаться», – развивает эту мысль другой пользователь Facebook.

Но этот эмоциональный протест, по мнению психологов и социологов, не мог взяться ниоткуда. Специалисты утверждают, что протестные настроения начали формироваться в обществе уже давно, чему немало способствовал как затянувшийся финансово-экономический кризис, так и нарастающая усталость общества от несменяемости лиц во власти и неизменности политического курса.

«У нас был кризис, который стимулировал протестные настроения, — говорит старший научный сотрудник Института психологии Ольга Маховская. — Любой человек, который не видит перспективы, может впасть в апатию, он устал, он не понимает, что делать, но мысль о том, что тогда – конец, его активизирует».

Другим фактором, заставившим людей выйти на улицы и выразить протест, стал конец эпохи индивидуализма.

«Раньше каждый думал, что это только с ним происходит, – полагает Маховская. — И вдруг люди, которые вышли по велению сердца без всяких лозунгов и лидеров, обнаружили, что их много. И за ними пойдут еще в десять раз больше».

Социологи также отмечают роль экономического кризиса, который потихоньку переполнял чашу терпения общества. Переломным моментом при этом, по мнению директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, стало объявление о том, что в 2012 году в президенты будет баллотироваться Владимир Путин.

«24 сентября – символический момент, — поясняет Кагарлицкий. — Мы имели накопившееся и довольно агрессивное настроение неприязни к власти, к системе, но при этом эта агрессия не была направлена лично против Путина. Путин воспринимается народом как символ нации, а не как действующий политик. Рокировка все поставила на свои места: люди стали воспринимать Путина не как национальный символ, а как действующего политика, который ассоциируется с крайне неприятной политикой».

Пока не совсем понятно то, что предлагается взамен. И это у многих вызывает тревогу, потому что бессмысленного бунта мало кто хочет.

Журналист и психолог Леонид Радзиховский, комментируя протестные выступления отмечает, что людям гораздо проще сформулировать, против чего они выступают, нежели, за что.

«А вот ЗА кого «мы» – кроме пояса Богоматери и самих себя два раза в год (на 9 мая и 1 января) – сказать немного труднее», – пишет Радзиховский в своем блоге на сайте «Эхо Москвы».

Опасность отсутствия четко сформулированной альтернативной программы отмечает и Ольга Маховская.

«Я не считаю, что движение исключительно против Путина продуктивно, — говорит она. — Я как психолог знаю, что если человек от чего-то бежит, но у него нету плана действий и понимания, как будет дальше, то он к тому же и прибегает. Это опасно и непродуктивно».

Все эксперты сходятся во мнении, что сильного лидера, могущего возглавить оппозиционно настроенных граждан и предложить новую программу, в России пока нет. А появление такого лидера является важнейшим условием для того, чтобы нынешний протест вылился в осмысленную стратегию, полагают они.

«Все, что сегодня должна делать интеллигенция – это не на митинги ходить, хотя и на митинги тоже можно, а писать новую повестку дня и ковать нового Горбачева», – сказал писатель Дмитрий Быков в интервью Би-би-си.

Как бы там ни было, по мнению Кагарлицкого, сегодня протестующих объединяет одно – желание иметь серьезную социальную поддержку со стороны государства.

«Общественный запрос очень четко сформулирован, — отмечает он. — Это восстановление социального государства. Под этим подпишется 90 процентов населения».

Речь, по его словам, прежде всего, идет о пенсионных реформах, об изменениях в системе здравоохранения и образования.

Сумеет ли какая-то политсила предложить программу действий, воплощающую общественный протест, покажет время. Эксперты полагают, что случится это не скоро. Ведь окончательные итоги сегодняшних протестов мы сможем увидеть через пять-десять лет.

Добавить комментарий