Сможет ли человечество обойтись без нефти и газа?

Сможет ли человечество обойтись без нефти и газа Аналитики утверждают, что мир на земле воцарится, как только человечество откажется от нефти и газа. Современные войны ведутся в первую очередь за ресурсы – Ирак, Иран, Ливия, Сирия. Почему Венесуэла чаще на устах американцев, чем «социалистическая Куба», а Узбекистан в постоянном пересечении интересов Китая, США и России.

Причины очевидны: залежи нефти и газа держат в напряжении весь мир, способствуя как нарастающему обогащению, так и внезапному разорению не только крупнейших компаний, но и целых государств. Если так, то замена природных ресурсов на возобновляемую энергию поможет человечеству отказаться от войн и агрессии.

И пусть это утверждение выглядит преувеличением, но нельзя отрицать всё возрастающую значимость и популярность вопроса об альтернативном топливе. Как обстоят дела в этой сфере, каковы прогнозы специалистов, что кроется за часто навязчивой пропагандой биотоплива, солнечной и ветряной энергетики.

Плюсы альтернативной энергетики

Вопрос альтернативных источников энергии относится к числу особенно острых по двум причинам, отмечает в дискуссии ведущий канадский эксперт АКадемии Masterforex-V Евгений Ольховский: — во-первых, запасы нефти и газа ограничены. Исчерпанность, причём довольно быстрая, этих важнейших ресурсов нервирует всех без исключения: учёных, политиков и, конечно, бизнесменов и инвесторов. Поэтому поиск замены этим энергоносителям вызывает давний и стойкий интерес;
— во-вторых, альтернативное топливо – это идея фикс (одна из многих) разнообразных экологических активистов. А эта публика вокруг каждого вопроса устраивает такую свистопляску, что становится крайне трудно разобраться: стоит ли оно того? Разобраться трудно, но зато дело выглядит очень остро.

То о чём много говорили эксперты по ресурсам нефти и газа… уже свершилось, в России объявлен бензиновый кризис. Эра дешёвых ресурсов закончилась. Американцы потихоньку пересаживаются из своих прожорливых внедорожников на малолитражки. Самые дальновидные жители России уже приобрели первые гибридные автомашины Prius компании Тoyota или стали за ними в очередь.

А на бирже цены на газ и нефть с периодичностью в несколько месяцы бьют рекорды своих максимальных значений.

Среди ответов на «острый вопрос» альтернативных источников энергии основными являются:
— фотовольтаика (солнечные батареи: аккумуляция и использование солнечной энергии)
— ветрогенераторы
— биотопливо (производство топлива из различных сельхозкультур, в частности, рапса)
— вторичный газ (получаемый из мусора, буквально на свалках)

Все три альтернативных источника энергии активнейшим образом развиваются в мире. При этом те, кто профессионально занимается научными разработками, к примеру, солнечных батарей не устают возмущаться тем, что мир крайне медленно реагирует на очевидную панацею. Широко распространена легенда о том, как транснациональные газонефтяные концерны блокируют новейшие исследования в сфере альтернативных источников энергии и держат под сукном заблаговременно выкупленные патенты на эффективные приспособления по использованию всех трёх разновидностей топливной «альтернативы». Конечно, легенда появилась не на пустом месте, однако сегодня нефтяные компании, как правило, ведут и наиболее активные работы по совершенствованию технологий использования альтернативных видов топлива.

■ Фотовольтаика. Специалисты по разработке солнечных батарей регулярно вспоминают о том, что ещё в середине 19 века треть ВВП США обеспечивалась производством китового жира – единственный жидкий горючий материал. Через десять лет появившиеся нефтепродукты буквально стёрли всю отрасль с лица земли. Точно такую же роль по отношению к нефтепродуктам играют источники возобновляемой энергии – только крупные энергетические компании не осознают надвигающейся революции. А она уже совсем на пороге:
— традиционно наибольшей проблемой солнечных батарей является чрезвычайно низкий их КПД. Для стандартных солнечных модулей на основе кремния он не превышает 15%. Из-за этого окупаемость солнечных батарей чрезвычайно проблематична, а площади для получения небольшого количества энергии требуются весьма внушительные. Однако германская фирма Soitec Solar уже выпускает так называемые многослойные батареи, где, во-первых, используется не кремний, а соединение галлия и индия, во-вторых, различные слои эффективно используют разные части спектра, в-третьих, интенсивность света увеличивается при помощи специальных линз в 500 раз. В лабораторных условиях последние модели таких батарей дают КПД более 40%, серийные же вдвое превышают пятнадцати процентный стандарт.

— в мае 2012 года солнечные электростанции в Германии (которая вместе с Бельгией решила полностью отказаться от атомной энергии после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1») достигли совокупной мощности более 20 гигаватт, что, по мнению немецких экспертов, соответствует мощности 20 атомных электростанций. Правда, возможным это стало благодаря исключительно солнечной погоде. Эксперты отмечают, что стоимость «солнечного» киловатт-часа в «солнечных регионах» (Северная Африка или Южная Калифорния) сегодня составляет около 10 евроцентов, а вскоре упадёт до 5-ти, что будет вполне сопоставимо со стоимостью «традиционного» электричества. Впрочем, даже тогда эта «сопоставимость» будет означать двукратное превосходство цены солнечной энергии.

— США сегодня закрывают свой рынок солнечных панелей от наплыва китайских производителей. А если китайцы взялись за какую-то отрасль, значит, её перспективность выше ожиданий. Сегодня в Китае развитию солнечной энергетики уделяется особое внимание, сопровождаемое усиленным государственным стимулированием. Причём, если совсем недавно производство солнечных панелей в Китае было исключительно ориентированным на экспорт, то сегодня всё больше этой продукции поставляется на внутренний рынок. Вместе с Китаем широкомасштабным внедрением фотовольтаики занялась и Индия, где солнечные батареи всё больше вытесняют дизель-генераторы.

■ Ветрогенераторы. В вышеупомянутой Германии ветропарки развиты настолько, что существует отдельная сфера услуг по предоставлению ежечасных прогнозов погоды для компаний-производителей «энергии ветра». В этой отрасли уже очень высокая конкуренция, поскольку прогнозами пользуются и солнечные энергетики, и владельцы традиционных станций, которые в ветреные и солнечные дни снижают объём собственного производства до минимума. Впрочем, эксперты отмечают, что активнее всего развиваются огромные морские ветропарки, представляющие интерес для больших концернов.

■ Биотопливо. Бум биотоплива достаточно быстро охватил не только развитые страны Евросоюза и Северной Америки, но и постосоветские страны, а также страны Азии. Крайне нестабильная ситуация на рынке углеводородных энергоносителей, рост цен на нефть, газ и их транспортировку вынудил Европу разработать глобальные программы перехода с бензина на биотопливо, получаемое из различных злаков и растительных масел. Пшеница, кукуруза, рапс и другие сельхозкультуры вдруг плотно заинтересовали автомобилистов. Под эту активность оживились и не-европейские страны, особенно такие, как Украина, владеющие внушительными сельхозплощадями, конкурентными таким евро-грандам, как Франция, Италия и, конечно же, Польша. Многие эксперты стали говорить о «рапсовой» революции.

■ Мусорный газ. Использование для получения электроэнергии метана, который выделяется при гниении больших объёмов мусора, выгодно сразу в двух смыслах: и как альтернативный источник энергии, и как решение проблемы гигантских свалок, оккупировавших города (особенно мегаполисы) современного мира. Сама технология используется ещё с начала двадцатого века; за это время, естественно, она совершенствовалась, и сегодня свалочный газ «добывают» и используют для получения электричества во многих странах, в том числе в России и других постсоветских странах.

Однако при всём многообразии плюсов альтернативная энергетика – штука вовсе не однозначная.

Подводные камни альтернативной энергетики

Таковых немало. Первый и главный – дотационность. Несмотря на все технологические достижения в производстве тех же солнечных батарей в «несолнечных» регионах эти технологии бессмысленны. Даже если учитывать снижение цен на «солнечный киловатт-час», в той же Европе, например, солнечная энергетика неспособна существовать без серьёзнейшей государственной поддержки. Многих гипнотизирует пример Германии, которая с лёгкостью отказалась от атомной энергетики, однако целые группы специалистов до сих ругают Ангелу Меркель за этот чисто авантюристский шаг.

Солнечная энергия требует внушительных затрат не только в производстве, но и в первую очередь в транспортировке. Германия – не самая солнечная в мире страна; транспортировка солнечной энергии требует сооружения новых электросетей, и, по мнению министра экономики Баварии, до 2022 года стране надо будет только на обеспечение транспортировки «альтернативной» энергии потратить не менее 50 миллиардов евро. А это, в свою очередь, приведёт к росту цен на электроэнергию на 70 процентов. Конечно, можно сослаться на то, что это – только краткосрочная перспектива, которая впоследствии окупится сторицей, но гарантии этого нет.

Сегодня правительства Италии, Испании, Великобритании и даже Германии резко сокращают субсидии на производство солнечной энергии и снижают так называемые «зелёные тарифы», стимулирующие «солнечные хозяйства» производить энергию. Всё-таки дешевле атомной энергии и энергии воды пока ничего не придумали. Немецкие эксперты всерьёз обсуждают сроки возобновления полноценной работы всех АЭС в Германии.

Кроме того, солнечная электроэнергия не подходит для промышленного производства – она нуждается в полном «страховочном» дублировании другими типами электростанций. То, что солнечная энергетика требует обязательной аккумуляции энергии (вследствие зависимости от времени суток и погоды), также является существенным её недостатком. Снижение стоимости солнечных установок не отменяет необходимости периодической очистки отражающей поверхности, что при большой площади станций представляет собой немалую проблему.

Наконец, есть проблемы и экологического свойства, хотя представители «солнечных компаний» регулярно лгут, называя солнечную энергетику «идеально экологичной». Фотоэлементы «живут» около 30 лет, а их утилизация требует особых условий, поскольку они содержат кадмий. Это, в принципе, решаемо; а вот то, что значительное увеличение площади солнечных батарей может привести к глобальным изменениям климата (за счёт изменения характеристик отражающей способности Земли), уже куда серьёзнее.

Зависимость от климатических условий и технические проблемы использования оставляют дотационной и «ветряную» энергетику, хотя нельзя не отметить её высокую экологичность. Но, как и солнечная, в большинстве стран она способна выполнять функции лишь дополнительной энергетики, но не может заменить основную, «традиционную». Мировая мощность солнечной энергетики сегодня не превышает одной десятой процента общемирового производства электричества; ветроэнергетики – приблизительно 1 процент.

Бум биотоплива, похоже, закончится так же резко, как и начался. Еврокомиссары по энергетике и защите климата объявили о резком сокращении использования сельхозкультур для производства биотоплива. ЕС оказался перед реальной угрозой голода, поскольку площадей в Европе для сельского хозяйства всегда не хватало, а теперь ещё и огромные объёмы зерна и масличных культур уходят в буквальном смысле в топку. Благодаря субсидиям фермеры повально переходили с производства пищи на производство топлива. Кроме того, рапс известен как убийца почвы: он истощает плодородный слой на порядок интенсивнее, чем кукуруза и подсолнечник, после которых земля должна около трёх-пяти лет «отдыхать». С этой проблемой, кстати, столкнулись и пост-советские страны, ринувшиеся переориентировать сельхозугодья под выращивание рапса и даже вырубать леса. Получилась весьма оригинальная «защита экологии», о которой трубили пропагандисты биотоплива.

Инвестиционный потенциал альтернативной энергетики неоднозначен

Говорить о «революции» в энергетике нет оснований, — уверены эксперты. – «Революция» — это всё-таки резкий переход, скачок. Ни для чего подобного сегодня оснований нет. Ещё нескоро мир откажется от нефти, газа, воды и атома в качестве источников энергии. Необходимо учитывать, что раздутые истеричными сектантами-экологами недостатки атомной энергетики – в значительной степени обман. Это недостатки обслуживающих эту энергетику людей.

Они сохраняются и при работе с солнечными батареями, и с ветрогенераторами. Но в то же время очевидно, что в локальных условиях (например, в Африке, в Индии, в Китае) солнечная и ветроэнергетика будут развиваться весьма интенсивно, поэтому инвестиции в сферу этих технологий будут весьма продуктивными.. А вот биотопливо, судя по всему, уйдёт в прошлое быстрее, чем кто-либо мог прогнозировать. Конечно, остаётся возможность его производства из «несъедобной» органики, но после того, как обожглись на съедобной, будут ещё долго «дуть» и тормозить развитие всей отрасли в целом.