Ряды известных жителей нашего города, которые живут за пределами города, пополняются. Музыкант, дизайнер, архитектор, одно слово, ходячий креатив Павел Гудимов уже продолжительное время живет и работает в столице.
Говорит, процесс привыкания к мегаполису был сложным и продолжительным. Около четырех лет он искал то, что можно полюбить. И нашел. Говорит, понял, что Киев — город из эстетичной и архитектурной стороны не самое интересное, особенно после Львова, но там живут красивые люди, которые приехали работать, развиваться и главное, — чтобы иметь возможность общаться с более широкой аудиторией. И хотя Гудимов и чувствует в столице комфортно, постоянно поворачивается во Львов, переживает за него.
— Вы много на себя берете — музыка, издательство, дизайн, галерея… Не устаете?
— Я — законченный оптимист, — рассказывал Павел Гудимов нашему корреспонденту. — Наслаждаюсь миром, и он отвечает мне взаимностью. Не устаю. Я создал и возглавил культурный холдинг «Гудимов арт-проект», а это архитектурная мастерская «Я Дизайн», арт-центр «Я Галерея», издательство «Артбук» и дизайн проект «Акцент». Не хочу убегать на край мира. Для меня край мира — Украина. Мы находимся на обочине всех мировых процессов. Куда не еду — Испания, Франция, Америка — там жизнь бурлит. Тем не менее, если бы и хотел где-то остаться, то разве на неделю. Здесь интереснее. Возвращаешься сюда и хочешь что-то строить. Я ни за что так не переживаю, как за то, чтобы Украина не потеряла культуру, так как тогда превратимся на общее общество потребителей, но совсем не культуры. Государство должно выработать стратегию поддержки украинской культуры, а дальше — показать ее миру. У нас нет ничего, чтобы мы ему показали. Что у нас есть более сильным от нашей культуры? Мы что — машины классные делаем? Или у нас есть мебель высокого класса? Мы, как это говорят, «сырьевое» государство…
— Украинское искусство как явление существует?
— Да. Если идеологически хорошо подготовиться, оно действительно поражает. Но без предыстории некоторые вещи непонятны. Я его называю «наше искусство». Есть авторы, которых можно разделить на три вековые категории: «до 40 лет» — к ним принадлежит, в частности, львовянин Алексей Хорошко. Тем не менее, все же большинство из этого поколения выезжают за границу, там осели, работают. Второе поколение – «от 40 до 60» — это известнейшие украинские художники — Павел Маков, Влодко Кауфман, Николай Маценко, Олег Тистол, Марина Скугарева. Третье – «поколение, которым за 60 лет» — это классики современного искусства, такие как Тиберий Сильвашин, Владимир Будников, Игорь Янович.
— А львовское искусство имеет что показать миру?
— Во Львове много общаюсь с местными художниками и часто посещаю местный дизайн проект, в частности Игоря Яновича, Владимира Сайдиковского. С удовольствием общаюсь с Влодком Кауфманом, Алексеем Хорошком. Художникам нужно давать реализовываться здесь, на месте. У Яновича последняя выставка была лет 12 назад, в Сайдиковского тоже давно, и была сборная. Они же классные, они же производят потрясающие проекты. Радуюсь, что удалось привезти во Львов проект харьковчанина Павла Маковая «Сады». Маков — наилучший график Украины. Еще в 1993-му стал членом национального союза художников и графиков Великобритании. Художественная активность должна быть везде, не нужно разделять Украину на запад и восток. Янович, Маков — украинские художники. Они и делают Украину, в которой я хочу жить.
— Чувствуете необходимость возвращаться во Львов?
— Я постоянно сюда возвращаюсь. Это — моя родина. Я здесь родился. Во Львове мои корни, которых не хочу из себя вырывать. Хотя есть вещи, которые меня здесь бесят. Это отношение, что «Львов есть лучшим городом». Да, Львов — супергород, и львовяне у него в долгу. Так как все, что было сделано в этом городе, было сделано в давние времена. И тот комплекс у большинства львовян остается. Олег Тистол, который здесь учился, сказал, что Львов — это город-музей, заселенный своими посетителями. А хочется, чтобы мы пользовались Львовом как собственным музеем. Нужно наконец понять, что сейчас ХХI столетие, а вокруг не Диснейленд.
— Как-то, рассказывая о деятельности «Я Дизайн», вы сказали, что избегаете работ над интерьерами ресторанов…
— За два последних года начали понемногу заниматься дизайном офисов и бутиков. Ранее старались избегать работы с публичным пространством, хотелось формировать частное. Мы не хотели размениваться на попсу. Наше — это минимал, аскет-дизайн. Создать пространство — это большая ответственность. Мы работаем со всей Украиной, но вот Львов не заинтересован в современных дизайнах, хотя я считаю, что такая современная архитектура, современный дизайн в контексте старого города лучше всего решение, так как имитировать старину не выходит…
— Львовяне, по обыкновению, не очень благосклонно относятся к новой архитектуре…
— Не нужно было такой постмодерн строить, как в центре возле памятника Мицкевичу. Нужно было пригласить серьезного архитектора, голландца или австрияка… В львовском контексте хорошо бы выглядел «минимализм». В Украине, к сожалению, кроме Днепропетровска и Харькова, нет людей, которые строят в таком стиле. Но здесь все свои, поэтому никто не захочет пригласить профессионала. Поэтому имеем то, что имеем…
