За десять лет Саакашвили изменил Грузию

Саакашвили Но этого времени мало, чтобы изменить менталитет…

В Грузии выбрали нового президента. Им стал ставленник правящей политической силы «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. В своей прощальной речи пока действующий президент Михаил Саакашвили поздравил преемника и призвал его продолжать курс на независимость Грузии. В свою очередь, новоизбранный президент уже успел заявить: будет сотрудничать с «Единым национальным движением», политической силой Саакашвили, только во внешнеполитических вопросах.

«Чиновники уже определили тюрьму, в которой я буду сидеть», — с горечью отметил Саакашвили после выборов. Угроза заключения человека, который, без преувеличения, спас Грузию от исчезновения с карты мира как государства, действительно реальна. Ибо к власти в этой стране пришли люди, которые даже не пытаются скрыть свою ненависть к бывшему лидеру. Но почему политика, благодаря которому грузины снова начали гордиться своим государством, не поддержали избиратели?

В «феномене Саакашвили» несколько составляющих. Когда команда Саакашвили 2003 пришла к власти, Грузией руководила не государственное машина, а каста воров в законе и тотально коррумпированная правоохранительная система. Многими регионами, скажем, Аджарией, правили местные князьки, которые имели даже собственные армии.

Чтобы спасти государственность, Саакашвили обратился к жестким шагам. Для начала выбрал «метод напалма» для очистки МВД — разогнал службы всех без исключения сотрудников силовых структур и набрал новые кадры. На улице оказались десятки тысяч полицейских, которые ничего, кроме вымогательства взяток, не умели. Разумеется, эти люди и их родные возненавидели Саакашвили. Голосовали против него.

После очистки полиции в Грузии начали реформировать таможню, пограничную службу, все государственные органы. Тысячи людей, которые при Шеварднадзе нажили имения, должны были попрощаться со своими кормушками. Из-за этого тоже возненавидели Саакашвили.

В течение почти десяти лет пребывания у власти Саакашвили Грузия кардинально изменилась. Сегодня, по данным международных экспертов, бывшая страна тотальной коррупции занимает восьмое место в мире по легкости ведения бизнеса и первое место — по легкости получения разрешений на строительство. Грузинских пограничников начали выгонять с работы, даже если они тратили на регистрацию очередного гостя Грузии более двух минут…

Пока Саакашвили находился у власти, в Грузии выросло поколение, которое уже не помнит времена, когда Грузия лежала в темноте, а свет подавалось четыре часа в сутки в столице, когда пенсии не выплачивали годами, когда паркет в комнатах снимали, чтобы топить буржуйки и не замерзнуть. Сегодняшняя молодежь ориентирована на Запад, и через присущий молодежи максимализм хочет всего и сразу. Вчерашним детям не понять, что для преодоления социальных проблем, которые остались Грузии в наследство от СССР, необходимы десятилетия. Поэтому молодежь, особенно столичная, голосовала за «Грузинскую мечту», лидер которой Бидзина Иванишвили обещает устроить рай для всех уже завтра.

Больше всего голосов оппонентам Саакашвили добавило поколение, выросшего во времена СССР, те, кому сегодня под пятьдесят. Эти люди так и не приучились работать по западным стандартам, однако хорошо помнят колбасу за два двадцать. Пожилые люди поверили обещаниям популиста Иванишвили — едва не отменить плату за коммунальные услуги и в сто раз повысить пенсии. Настраивала людей против Саакашвили и такая мощная организация, как Грузинская православная церковь. Попы не простили Саакашвили то, что в Грузии при нем приняли закон, который сравнял права всех религиозных общин.

Не стоит забывать, что после потери Абхазии более 300 тысяч грузин стали беженцами. Большинство из них поселились в Тбилиси, самовольно заняв гостиницы, общежития. После «революции роз» власть нашла средства для помощи беженцам. Каждая семья получила сумму, за которую можно было купить квартиру или дом где-то в провинции. Но кто добровольно согласится покидать столицу? Поэтому Саакашвили нажил еще 200000 недоброжелателей…

Для полного реформирования государственных институтов десяти лет Грузии хватило. Для изменения менталитета общества их было мало. Когда шел второй срок правления, у Саакашвили было два пути. Он мог бы, воспользовавшись поддержкой силовых структур, наплевать на демократические принципы, создать авторитарный режим вроде азербайджанского и продолжать силой тянуть Грузию к западным ценностям. Но Саакашвили выбрал второе — отдал власть тем, за кого проголосовал народ, которые уже не раз обманывали.