Если украинская элита не учтет уроков оранжевого прошлого, путинская «золотая осень» или «холодная зима» может все-таки стать точкой поворота к реваншу Кремля в Украине.
Несмотря все большие потери украинских сил АТО, сейчас очевидно, что имеем дело с агонией террористических групп на Донбассе. Отчаянные попытки российских спецслужб забросить на территорию нашего государства очередные партии боевиков и оружия, особенно переход к все менее скрытому использованию сил ПВО с территории РФ для взбивания украинских самолетов (как это уже произошло с Ан-26 на высоте более 6 км) и вторжение российской авиации в воздушное пространство Украины (провокация с бомбардировкой Снежного) красноречиво подтверждают безысходное состояние диверсионно-террористических групп на Востоке. Показательным в этом контексте является и недавнее заявление лидера объединенного «Лугандона» Олега Царева: «В течение недели должен произойти перелом в войне… Мы попробуем перейти в наступление. Или будем вынуждены уйти в оборону». Зато все менее осторожны и менее закамуфлированные шаги дают все больше аргументов лоббистам жесткого подхода к России на Западе и все меньше возможностей коррумпированной Кремлем части западного истеблишмента сопротивляться такому давлению. Поэтому растет угроза контрмер западных государств.
При таких условиях в Москве не могут не понимать, что сломать Украину без открытого военного вторжения невозможно, если не открыть «второй фронт» в ее тылу. Разложение и дестабилизация изнутри — это проверенный способ подрыва мощных в милитарном плане противников, которым для отдельно взятого российского диверсионно-террористической военной группировки на Донбассе сейчас и оказалась Украина со своими силовыми структурами. На протяжении первой декады июля поступил ряд сигналов о подготовке и якобы даже уже утверждение в Кремле плана дестабилизации ситуации в южных и восточных регионах (а может, и на остальной территории) Украины под условным названием «Золотая осень» (в противовес «Русской весне», которая там провалилась). Первыми об этом заявили председатель СБУ Валентин Наливайченко и секретарь СНБО Андрей Парубий. Позже другие источники не раз сообщали о развитии темы.
Инициаторы очередной волны дестабилизации серьезно могут считать, что «Русская весна» сошла на нет из-за недозрелых предпосылок дестабилизации и/или ограниченности времени и ресурсов для подготовки и заброски диверсионно-террористических групп. К осени времени в разы больше и для подготовки последних, и для нагнетания недовольства ситуации в стране среди граждан. Похоже, что механизм дестабилизации может соответствовать сценарию, о котором украинские спецслужбы сообщали перед 9 мая, однако тогда из-за «сырости» разработки так и не были реализованы. Как известно, речь шла о длительной инфильтрации в среду различных украинских организаций выходцев из Украины, которые служат или служили в различных силовых структурах России. На масштабную инфильтрацию и получение влияния изнутри нужно естественно длительное время, которого весной не хватало, однако к осени (или зимой) его значительно больше.
«Затягивание поясов», которое длится уже не первый месяц, до осени — зимы должно быть умножено на усталость страны от войны и проблемы с прохождением отопительного сезона (что без российского газа хотя и вполне возможно, однако, вероятно, будет сопровождаться значительным дискомфортом для большинства населения). До этого, по замыслу, очевидно, имеют добавиться разочарование в ЕС из-за слишком пассивной поддержки Брюсселем Киева, синдром неоправданных, явно завышенных ожиданий скорого улучшения качества жизни после свержения режима Януковича и символического подписания Соглашения об ассоциации. Все это должно обеспечить надлежащий фон для агитации против «прозападных националистов», с одной стороны, и деморализации сторонников евроинтеграции и демократизации страны — с другой.