Как война на Востоке влияет на народное хозяйство

economicsНаибольшие трудности испытывают отрасли экономики, которые имеют дело со всем тем, что необходимо боевикам. Прежде всего это торговля (продукты, потребительские товары) и банки (деньги)

В одном из видеосюжетов, выложенных в интернете, показывают солдата Нацгвардии, который заходит в магазин в зоне боевых действий на Донбассе за продуктами. На вопрос, есть ли колбаса, продавец отвечает, мол, давно не завозили и завезут, видимо, нескоро. Такой результат войны — в мирное время владельцы магазина не оставляли бы ее надолго без этого ходового продукта, чтобы не проиграть конкуренцию соседним торговцам, — не единственный. Боевые действия на Донбассе не только калечат судьбы сотен тысяч людей, но и калечат давно отлаженный механизм функционирования народного хозяйства региона. Производство, поставка, потребление, сбережения, инвестиции — все меняется под влиянием реалий войны.

Основа экономики Донбасса — в основном промышленное и ориентированное на экспорт производство. Это во многом определяет нынешнюю экономическую ситуацию в регионе. Поскольку местные предприятия преимущественно выпускают не потребительские, а промежуточные, часто сырьевые товары (в основном уголь, кокс, металл, минеральные удобрения и т.д.), реже товары инвестиционного спроса (продукция машиностроения), то непосредственного интереса в их продукции террористы не имеют. Возможно, поэтому большинству крупных заводов Донбасса удается работать почти в штатном режиме.

Бывают почти героические случаи. Например, Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), который расположен в Краматорске, городе, который недавно был эпицентром боевых действий, не прекращал работать ни одного дня. 1 июля руководители его подразделений единогласно проголосовали за продолжение работы, несмотря на то, что именно в это время бои за освобождение города были самыми ожесточенными. 4 июля на НКМЗ состоялось расширенное заседание правления, наблюдательного совета и профкома, на котором подтверждено намерение не останавливать производства, а уже через день город освободили от боевиков.

Крупные предприятия региона выступают кормильцами миллионов жителей Донетчины и Луганщины. Видимо, понимая это, террористы не препятствуют их работе. Хотя есть и исключения. Например, на том же НКМЗ вооруженные представители «ДНР» изъяли несколько инженерных машин, которые, очевидно, пригодились бы им при организации боевых действий. Также сообщалось, что 15 июля террористы зашли на Лисичанский НПЗ (странно, ведь предстоит он компании «Роснефть») и экспроприировали 40 транспортных средств. Но эти акты хищения частного имущества не такие масштабные, чтобы существенно повлиять на работу заводов Донбасса.

Веской причиной того, что боевики не разрушают производственных мощностей, являются владельцы последних. Например, утром 18 июля в СМИ появилось сообщение о том, что диверсанты захватили Авдеевский коксохимический завод (АКХЗ), принадлежащий Ринату Ахметову. Через несколько часов сам завод опубликовал опровержение, отметив, что представители «ДНР» действительно прибыли на проходную, но «после непродолжительной беседы с генеральным директором АКХЗ Мусой Магомедовым покинули ее». Гражданское общество Украины не раз инкриминировало Ахметову и другим олигархам с активами на Донбассе причастность к войне в регионе, которую они якобы поддерживают, отстаивая собственные политические и имущественные интересы.

«Непродолжительная беседа» на проходной АКХЗ — очередной пример того, что часть из них если и не участвовала в организации «ДНР» и «ЛНР», то по крайней мере не выступает против террористов, которые своими действиями демонстрируют дружеское отношение к бывшим «хозяевам жизни» Донбасса.

Удивительный факт: боевики обстреливают города Донетчины и Луганщины беспощадным огнем, но при этом снаряды почему-то целятся преимущественно в жилье и объекты социальной инфраструктуры. Зато случаи существенного повреждения заводов и фабрик единичны.

Разрушенная Славянская ТЭС ОАО «Донбассэнерго», обстреляна и подожжена, Лисичанский НПЗ, существенно поврежден артобстрелом АКХЗ, и вынужден уменьшить производство вдвое, — вот, пожалуй, и все факты масштабных разрушений крупных предприятий Донбасса (снаряды и осколки попадали также в Энергомашспецсталь, НКМЗ, Краматорский завод тяжелого станкостроения, Лугансктепловоз, Северодонецкий «Азот» и др., но как бы вскользь, без существенных последствий для работы предприятий). При этом учитывая высокую изношенность крупных заводов Донбасса и Луганщины, если бы их разрушили в результате боевых действий, не все из них было бы экономически целесообразно восстанавливать. Местные олигархи, которые нещадно эксплуатируют производственные активы, чтобы скачивать прибыль за границу, не видят перспектив воспроизведения многих из них. Поэтому пытаются изо всех сил сохранить свое имущество и, возможно, контакты с террористами, нашептывая им, куда можно стрелять, а куда нет.