Двойной удар по российской экономике

ekonomika1Российская экономика на этой неделе получила двойной экономический удар из западной части континента в виде так называемых санкций третьего уровня и обязательства выплатить $50 млрд ЮКОСа.
 
Впервые за долгий период обещаний санкции ЕС коснулись нескольких секторов российской экономики, в частности контролируемых государством банков и нефтяной промышленности. В обращении Совета Европейского Союза говорится также об ограничении доступа России к рынку капиталов, эмбарго на поставки оружия и запрет экспорта товаров двойного назначения. Уже 31 июля все эти решительные шаги станут реальностью на три месяца и можно будет узнать детали. Хотя насколько они решительны на самом деле? В обращении Совета ЕС указано, что данные ограничения применять только к новым контрактам, поэтому вертолетоносца Mistral и дальше продавать, а сотрудничество с «Роснефтью» и «Газпромом» никто не прекратит. Однако в целом такой шаг, очевидно, дался очень нелегко. Чтобы убедить некоторых европейских отступников в необходимости этого жеста со стороны ЕС, немецкий канцлер Ангела Меркель даже прервала собственный отпуск.

Как уже успели написать западные издания и заметить эксперты, ситуация в Украине и агрессия России сильно ударили по перспективам экономики последней. На прошлой неделе МВФ обнародовал свой ​​обновленный прогноз относительно ее роста. Вместо ожидаемых в 2013-м 3,8%, согласно нынешнему предвидению, оно в этом году составит всего 0,2%. Новые жесткие санкции ЕС могут нанести еще больше боли и без того уставшей российской экономике.

Кроме того, они дают четко понять, что РФ становится страной, куда не желательно вкладывать любые инвестиции. «Пожалуй, наибольшим вредом является то, что инвестирование в российскую экономику видится сейчас гораздо более рискованным, чем в прошлом, поэтому инвесторы теперь ее обходят», — отмечает эксперт Центра Карнеги в Брюсселе Ульрих Шпек.

Скажем, для Германии, важнейшего европейского игрока, Россия отнюдь не главный торговый партнер, как могло бы показаться. Так, в списке стран, в которых ФРГ экспортирует свои товары, она лишь на 11-м месте, а по импорту на 7-м. Всего для Евросоюза РФ является третьим государством в списке торговых партнеров, тогда как для нее самой именно ЕС — первый.

Санкции — это последний метод, чтобы избежать войны и, кажется, в Европе это уже хорошо понимают. В политике Европейского Союза по отношению к Москве, в контексте ее агрессии против Украины, просматривался серьезный разлом. Принятие этих санкций дало еще один серьезный сигнал: ЕС — единый организм и, несмотря на различие, придерживается общей позиции. Впрочем, эта монолитность также означает, что санкции, возможно, не столь строгие, как того ожидали. Этот сигнал Брюсселя, кроме того, имел колоссальное значение для США, потому что почти сразу поощрил их к расширению собственных санкций. А еще Бараку Обаме как политику нужно было услышать такой отголосок поддержки в Европе хотя бы для того, чтобы убедить себя: он не является всемирным злом и имеет верных партнеров. Интересно и то, что одновременно с провозглашением новых ограничений в ЕС прозвучали голоса за то, что под них должны попадать и европейские друзья Путина. Так, в иногда довольно пророссийском издании Spiegel Online появилась статья с призывом внести в список штрафников и бывшего немецкого канцлера и близкого друга Владимира Путина.

Однако новый виток экономических санкций против России стал не единственным ударом по ее экономике на этой неделе. В понедельник 28 июля гаагский суд постановил, что Москва должна выплатить $50 млрд компенсации ЮКОСа. Как отмечают эксперты, эта сумма составляет 2,5% российского ВВП. И это ударит по экономике РФ не менее, а, вероятно, даже больше, чем санкции Евросоюза. Такого мнения придерживается, например, шведский экономист Андерс Аслунд.

Если Россия откажется выполнять судебное постановление, ее предприятия будут иметь серьезные проблемы, связанные с банковскими счетами, страдать от перебоев в работе коммерческих судов, их грузы могут изымать по всему миру. Однако, по мнению эксперта, она вряд ли заплатит.

Введение Евросоюзом санкций нового уровня так же вывело на новый уровень и политические и экономические взаимоотношения между РФ и странами Запада. Во-первых, усилилось ощущение противостояния, во-вторых, экономическая взаимозависимость никуда не исчезает, диверсификация рынков энергоносителей будет продолжаться еще довольно долго, и пока неизвестно, какие шаги и действия она будет заставлять. Кроме того, Кремль понимает, что для блокирования работы европейского организма необходимо разговаривать и вести бизнес с каждой из 28 глав этого змея в одиночку.

Но уже можно говорить, что действия ЕС дают США возможность усилить свою риторику, и, не исключено, это приведет к определенным сдвигам в измерении, например к получению в конце Украиной статуса «основного союзника вне НАТО». Кроме того, подходы и заявления основных европейских игроков тоже значительно изменились. Ангела Меркель и немецкие предприниматели после катастрофы малайзийского самолета на первое место ставят политику, а не экономику.

Эта новая решимость политики ЕС могла бы также повлиять и на позицию в общем по Украине, ведь не дает покоя до сих пор нератифицированное Соглашение об ассоциации. Пока министр иностранных дел Павел Климкин убеждал, что это происходит в связи с трехсторонними переговорами по имплементации (с участием Украины, Евросоюза и России). Возможно, вместе с решимостью Брюсселя в вопросе санкций наступит и решимость убедить Москву в том, что Киев сам должен решать, как ему имлементировать собственное Соглашение об ассоциации, потому похоже, что восточный сосед прибегает к давлению. После катастрофы самолета MH17 видится вполне понятным, что политика задабривания агрессора давно не приводит ни к чему положительному. Санкции — это последний метод, чтобы избежать войны и, кажется, в Европе это уже хорошо понимают, ведь открытый конфликт в центре континента в XXI веке — это страшный сон всех его лидеров.