UCP раскрыло схему занижения руководством Транснефти дивидендов своим акционерам

UCP раскрыло схему занижения руководством Транснефти дивидендов своим акционерам «По следам» назначенного на 29 июня заседания Московского Арбитражного суда, где рассматривался иск акционеров-миноритариев к руководству компании «Транснефть», ведущий  радиостанции «КоммерсантЪ FM» Олег Богданов обсудил с участниками передачи «Большой разговор» дивидендную политику компании «Транснефть» и роль госкомпаний в повышении капитализации российского фондового рынка.

Иск был подан инвестиционным фондом UCP, в собственности которого находится контрольный пакет т.н. привилегированных акций «Транснефти». Суть претензий заключается в том, что по итогам 2013 года владельцам «префов» были начислены дивиденды, размер которых оказался почти вполовину меньше дивидендов по простым акциям. Размер упущенной выгоды, по подсчетам истца, составил порядка 97 миллионов рублей. Весь пакет простых акций компании находится в госсобственности, и именно интересами государства как инвестора руководство «Транснефти» объяснило свое решение, вызвавшее такое возмущение миноритариев.

Партнер группы компаний UCP Михаил Трофимов раскрыл схему, по которой руководству компании удается занижать размер выплат. ОАО «Транснефть» состоит из головной компании и нескольких дочерних. Переводя большую часть прибыли на компании-«дочки», «Транснефть» выплачивает дивиденды из той мизерной ее части, что остается у головной компании. Вот и получается, что, несмотря на требование государства отводить на выплату дивидендов не менее 50% прибыли, в минувшем году, к примеру, на дивиденды «пошло» всего 9% консолидированной прибыли – именно столько осталось на «головном» счету. Ситуация совершенно недопустимая, считает исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук, сводящая на нет «революционное решение» отдавать инвесторам половину прибыли. Если госкомпании, и, в частности, «Транснефть», будут нарушать это условие, их привлекательность в глазах инвесторов значительно померкнет.

Что касается несправедливого распределения дивидендов, то в этом вопросе руководство компании нарушает приватизационное законодательство, уверен Трофимов. По утвержденному президентским указом типовому для всех акционерных обществ уставу, размер выплат по префам должен как минимум равняться выплатам по простым акциям, а в случае «недостачи» должна производиться доплата. Руководство «Транснефти» самовольно исключило пункт о доплате из устава компании и в 2013 году впервые воспользовалось открывшимися вследствие этого «возможностями». Если самоуправство будет спущено «Транснефти» с рук, есть риск, что эта же схема будет задействована и при разделе дивидендов за 2015 год.

По словам Александра Шевчука: Если посмотреть на тренд, который задан в последние пять-шесть лет именно правительством, то он положительный. И очевидно, что правительство идет на то, чтобы увеличивать дивидендную доходность от госкомпаний. И мы все знаем это достаточно революционное решение — платить 50% от МСФО в этом году. Сейчас это подано так, что это единоразово, то есть некоторые компании оговариваются, что у них сейчас есть проблемы в 2016 году, но мы надеемся, что государство как контрольный акционер будет планомерно повышать прозрачность дивидендной политики, и, как уже сказал Михаил, правильно, что дивидендная политика — это одна из основополагающих составляющих привлекательности российских компаний. И если государство будет планомерно на всем понятных условиях развивать эту политику, это будет только положительно сказываться на привлекательности нашего рынка.
Особое возмущение миноритариев вызывает практика «Транснефти», при которой компания платит на обыкновенную акцию больше дивидендов, чем на привилегированную.

— Мы считаем, что это незаконно, потому что при приватизации компании приватизационным законодательством было установлено правило о том, что в случае, если дивиденд на обыкновенную акцию превышает дивиденд на привилегированную, то он должен быть увеличен до размера обыкновенной, так называемое положение о дивидендной доплате. «Транснефть» приватизировалась по той же схеме, что и ряд других компаний, таких как «Ростелеком», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Башнефть» с выпуском привилегированных акций. Все эти компании соблюдают правила из Типового Устава. «Транснефть» же соблюдала его до выплаты дивидендов за 2013 год, когда первый раз это правило было нарушено, — сообщил Трофимов. Он также пояснил, что Транснефть меняла свой Устав, чтобы исключить из него пункт о дивидендном паритете. Теперь же история опять повторяется, но уже по итогам 2015 года, только теперь выплата на одну обыкновенную акцию превышает выплату на одну привилегированную в 2,5 раза.

— Одно из направлений деятельности Ассоциации — это защита интересов инвесторов. В данном случае члены АПИ солидарны с мнением UCP, мы считаем, что привилегированные акции должны получать справедливый дивиденд в не меньшем объеме, чем по обыкновенным акциям. Мы понимаем, что сейчас позиция у компании достаточно формальная. Они ссылаются на действующий устав, где у них нет записи о том, что по привилегированным акциям должны быть начисления в том же объеме, не меньшем объеме, чем по обыкновенным акциям. И, как мы понимаем, коллеги хотят оспорить довод «Транснефти» в этой части, так как изначально это подразумевалось в рамках приватизации, и положение о дивидендном паритете присутствует в Типовом Уставе, который применим ко всем компаниям, приватизированным по той же схеме, — отметил Шевчук.

По словам представителя UCP, фонд намерен требовать от Транснефти доплаты по дивидендам и за 2015 год, в соответствии с применимым законодательством.