Так ли страшен кризис, как его «малюют»?
Правительство РФ владеет всеми необходимыми инструментами для защиты и бюджета, и экономики страны в целом в случае, если общая ситуация в мировой экономике ухудшится. Об этом заявил и.о. министра финансов России Антон Силуанов во время выступления на финансовом форуме, который был организован газетой «Ведомости».
«Сегодня мы готовы к тому, что ситуация будет меняться в худшую сторону», — сказал Силуанов.
Больше того, правительством рассматриваются сценарии возможного ухудшения ситуации.
«Мы должны застраховаться от негативных последствий, которые могут быть, так как наш бюджет связан с рисковой зоной, зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, — подчеркнул чиновник. – Если будет снижение мировой экономики, снижение спроса, соответственно, будет и снижение экспорта товаров и поступлений в бюджет. Поэтому в этой части мы в правительстве серьезно подходим к формированию бюджета и финансовой политики на следующий год».
По словам Силуанова, пока что ситуация с исполнением бюджета складывается неплохо.
«Мы даже ожидаем профицит бюджета в этом году на уровне 0,4% ВВП», — отметил он. Однако весь сложившийся профицит планируется направить на уменьшение заимствований на внутреннем рынке в следующем году.
В перечне мер, которые правительство предпримет в случае ухудшения «турбулентных процессов» в мировой экономике, – использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Силуанов напомнил, что к концу года Резервный фонд может составить 1,7 триллионов рублей, а ФНБ – 2,6 триллионов. Но эта цифра в два раза меньшая, чем в докризисный период, когда общий объем фондов составлял 16% ВВП. Сейчас же он равняется 8 процентам.
«Однако это не говорит о том, что большим рискам подвержена ситуация следующего года, просто нам нужно будет более жесткие меры, может быть, принимать в случае ухудшения ситуации», — заверил Силуанов.
Помимо использования средств Резервного фонда правительством также предусмотрена возможность использования государственных гарантий на общую сумму 110 миллиардов рублей на поддержку отдельных предприятий – без внесения изменений в бюджет. Еще до 200 миллиардов смогут использовать на поддержку граждан и крупных системообразующих предприятий, могущих попасть в сложную ситуацию.
«То есть резерв есть», — сказал Силуанов, отметив, что использование такого резерва будет зависеть от глубины ситуации.
На то, что финансовый кризис в мире нарастает, и высока вероятность того, что рецессии в экономике избежать не удастся, указывал еще бывший глава Минфина Алексей Кудрин.
«С точки зрения того бикфордова шнура, который зажегся и уже горит, мы вступаем в кризис, — отмечал экс-министр. — Финансовый кризис мы уже имеем, скорее всего, за ним последует и экономический. Какой степени и глубины, пока понять сложно».
Правда, Кудрин указывал, Россия готова к кризису лучше, чем большинство развитых стран, хотя расслабляться не стоит.
Высшее руководство страны также рекламирует российскую экономику как цельную и сильную. Президент РФ Дмитрий Медведев в свое время похвалил инфляцию, которая «более или менее под контролем». Глава государства заострил внимание на том, что растет ВВП, и на неплохом соотношение между долгом и ВВП, и на стабильности валюты, которой есть запасы.
Среди недостатков была отмечена ситуация с инвестиционным климатом, которая далека от совершенства, но «постепенно выправляется». Для улучшения инвестиционной привлекательности России было обещано начать пропаганду российской экономики.
А вот премьер-министр страны Владимир Путин уверен, что к началу следующего года Россия преодолеет кризисный спад в экономике. Но для этого она должна жить по средствам, «иначе под тяжестью внешних долгов может рухнуть вся экономика страны».